Министерство образования и молодежной политики Владимирской области

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Кольчугинский детский психоневрологический интернат для детей с особенностями развития»

Логопедическая помощь

Язык — это среда, в которой объединяются «Я» и мир.

Ханс Георг Гадамер

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того,
научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности детского мышления».

К. И. Чуковский.

*Специфика логопедического сопровождения детей с особенностями развития в детском психоневрологическом интернате для детей с особенностями развития.

В процессе коррекции нарушений у ребенка с особенностями развития, живущего в детском психоневрологическоминтернате, логопедическая работа занимает важное место. Нарушения речи у таких детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи отсталых способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации их в обществе.

*Задачи логопедического сопровождения детей с особенностями развития в интернате:

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
  • учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
  • развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
  • обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
  • учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
  • называть простейшие действия с предметами;
  • учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
  • сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
  • учить внятно выражать свои просьбы и желания;
  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
  • учить рассказывать наизусть стихи, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

*Содержание работы по логопедическому сопровождению детей с особенностями развития:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

*Виды занятий

  • индивидуальные;
  • подгрупповые (не более 3 человек);
  • групповые (совместно с воспитателем или социальным педагогом).

Занятия по альтернативной коммуникации проводятся в специально оборудованном кабинете, совместно с воспитателем и социальным педагогом.

*Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

3. Развитие ручной моторики.

4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.

5. Развитие элементарных произносительных навыков.

6. Развитие понимания обращённой речи.

7. Снятие эмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

8. Развитие активной речи.

9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Обязательное условие: многократность повторения речевого материала.

В логопедической работе используются традиционные методы работы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • рисование пальчиками;
  • лепка и игры с пластилином
  • использование гаджетов в совместной и самостоятельной деятельности;
  • настольный театр, сказкотерапия;
  • логопедические песенки.

Нетрадиционные методы работы:

  • ароматерапия;
  • музыкатерапия;
  • хромотерапия;

С каждым ребенком логопед занимается 2-3 раза в неделю по индивидуальной программе речевого развития.

Логопедами интерната уделяется большое внимание работе с педагогическим коллективом и родителями по пропаганде логопедических занятий.